Проект предельно допустимых выбросов ПДВ разработка согласование Россия. Проект ПДВ Москва

+7 (495) 97I-00-85

 
Предельно допустимый выброс – норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качетсва атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Основанием для установления нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ) является  ст. 2223 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 1230Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Нормативы ПДВ определяются самим предприятием или сторонней организацией по договору и оформляются в виде проекта (далее - проект нормативов ПДВ).
Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появлению или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. (при наличии ВСВ срок действия разрешения не более года).
 В разрешении указывается перечень и количества вредных (загрязняющих) веществ, которые допускаются к выбросу в атмосферный воздух по каждой производственной площадке (территории), а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Состав нормативов ПДВ и рекомендации по их оформлению содержатся в Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).
Проект нормативов ПДВ должен содержать:
- заключение Роспотребнадзора;
- справку Росгидромета о фоновых концентрациях и климатических характеристиках;
- план-график контроля над соблюдением нормативов выбросов, на основании которого предприятие составляет работы по осуществлению производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;
- мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (в случае установления таких мероприятий);
- мероприятия по уменьшению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценка их достаточности (план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух) (в случае установленных для предприятия временно согласованных выбросов).
 
 
Временно согласованные выбросы.
 
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в случае, если невозможно соблюсти юридическими лицами, которые имеют  источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов, то  для таких источников определяют временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
Временно согласованные выбросы определяют на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды.
 
Разработка проекта ПДВ.
При разработке проекта нормативов ПДВ можно выделить следующие основные этапы:
  • Проведение инвентаризации всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • Собственно разработку нормативов ПДВ;
  • Согласование проекта ПДВ в уполномоченных органах и получение Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
 
Инвентаризация.
 
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, которые имеют стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, должны проводить инвентаризацию источников выбросов. Осуществление инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу является первым этапом работ по нормированию выбросов. Работа по проведению инвентаризации источников выбросов проводится предприятием самостоятельно либо с привлечением специализированных сторонних организаций.
Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу представляет собой упорядочивание следующих сведений:
- о наличии источников выделения и источников выбросов;
- о распределении источников выбросов загрязняющих веществ по территории;
- о качественной и количественной характеристике выбросов;
- о параметрах выбросов газовоздушной смеси из источников выбросов (аэродинамические характеристики);
- о параметрах источников выбросов (диаметре устья, высоте);
- об оснащенности источников выбросов газоочистными установками (далее - ГОУ).
Требования к порядку и периодичности проведения инвентаризации выбросов установлены инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991).
Инвентаризация проводится один раз в пять лет. В случае реконструкции, изменения технологии, технологической схемы, производительности осуществляется уточнение данных ранее проведенной инвентаризации.
Определение качественного и количественного состава вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу, осуществляется:
- прямыми инструментальными замерами, согласно действующим стандартами. Инструментальные замеры должны осуществляться лабораторией предприятия либо аккредитованной лабораторией по договору.
В настоящее время нет нормативных документов, которые регламентируют разграничение предприятий и источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по применению инструментальных и расчетных методов.
Инструментальные методы являются превалирующими при инвентаризации и контроле выбросов вредных (загрязняющих) веществ, которые в совокупности формируют повышенное загрязнение атмосферного воздуха в жилой зоне (более 0,5 ПДК).
- методиками при максимальной загрузке оборудования. Расчетные методы применяются, в основном, для определения характеристик неорганизованных выделений (выбросов). Расчетные методы применяются также при определении выбросов вредных (загрязняющих) веществ организованными источниками, формирующими приземные концентрации в атмосферном воздухе жилых зон менее 0,5 ПДК и, в первую очередь, для определения выбросов от типичных для многих предприятий производств: сварочные и окрасочные работы, механическая обработка материалов, нанесение металлопокрытий гальваническим способом, котельные и другие топливосжигающие устройства малой производительности, транспортные средства и инфраструктура транспортных объектов.
Для любых типов организованных источников, выбросы вредных (загрязняющих) веществ которых в жилой зоне не формируют приземных концентраций более 0,1 ПДК и за пределами промплощадки более ПДК, используются расчетные методы. В случае их отсутствия используются инструментальные методы
Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности).
 
 
Состав проекта ПДВ.
 
Состав проекта нормативов ПДВ зависит от группы (категории) сложности объекта (предприятия).
Третью группу сложности присваивают проектам предприятий, величины выбросов загрязняющих веществ которых удовлетворяют Ф критерию по всем отдельным ингредиентам и группам суммации. Удовлетворение Ф критерию является свидетельством крайне низкого уровня приземной концентрации рассматриваемого вещества в сравнении с ПДК.
Вторую (II) группу сложности присваивают проектам предприятий, величины выбросов загрязняющих веществ которых могут для части (или всех) отдельных ингредиентов и групп суммации не удовлетворять Ф критерию, но во всех случаях приземные концентрации рассматриваемого вещества с учетом фона не превышают ПДК и нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются на уровне фактических выбросов.
Первую (I) группу сложности присваивают проектам предприятий, для которых хотя бы по одному веществу (с учетом фона) выбросы не соответствуют предельно допустимым нормативам.
Проекты первой группы сложности выполняются в полном объеме с разработкой всех разделов.
Проекты второй группы сложности выполняются не в полном объеме. Предприятия, проекты нормативов ПДВ которых относятся ко II группе сложности освобождаются от:
а) разработки мероприятий по регулированию выбросов:
·        При наступлении НМУ по веществам, удовлетворяющим Ф критерию.
·        В случае создания максимальной приземной концентрации на границе СЗЗ, не превышающей 0,3 ПДК по специфическим веществам;
б) необходимости предъявленияи согласования плана-графика производственного контроля в случае если:
·        максимальная приземная концентрация Смах < 0,1 ПДК – для основных загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки,
·        максимальная приземная концентрация Смах < 0,3 ПДК – для специфических загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки.
Для веществ, удовлетворяющих Ф критерию, расчеты приземных концентраций не проводятся.
Проекты третьей группы сложности выполняются в сокращенном варианте. Предприятия, проекты нормативов ПДВ которых относятся к III группе сложности, освобождаются от:
·        разработки мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ и
·        необходимости предъявления и согласования плана-графика производственного контроля.
В этом случае для обоснования отнесения проекта к третьей группе сложности в состав проекта включают:
·        письменное обращение организации о согласовании нормативов ПДВ на уровне данных инвентаризации, согласованной в соответствии с требованиями.
·        расчеты параметра Ф с указанием величин санитарно-гигиенических нормативов.
Поскольку все вещества удовлетворяют Ф критерию, расчеты приземных концентраций вообще не проводятся.
В структуру проекта ПДВ входят следующие разделы:
 
1. Аннотация
 
В аннотации к проекту нормативов ПДВ отражены основные результаты проведенной работы с указанием:
  • общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;
  • количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;
  • числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;
  • сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат;
  • величины ущерба, наносимого выбросами предприятия.
2. Введение
 
Во введении приводится перечень основных документов, на основании которых разработан том ПДВ.
 
3. Общие сведения о предприятии
 
В этом разделе приводят:
  • Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.
  • Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.
3. Характеристика предприятия как источника атмосферы
 
В состав раздела входят:
  • Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом учитывается наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.
  • Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.
  • Оценка степени соответствия применяемой технологии, пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.
  • Перспективы развития или технического перевооружения предприятия. При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительстве новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкции, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д.
  • Перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в виде таблицы. Количественная характеристика выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ в т/год приводится по усредненным годовым значениям в зависимости от изменения режима работы предприятия, технологического процесса и оборудования, характеристик сырья, топлива и т.д.
  • Характеристика аварийных выбросов в виде таблицы. Также приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.
  • Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ от организованных и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу представляются с учетом требований приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78.
  • Обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета ПДВ. При этом описываются, откуда взяты исходные данные - из журналов первичного учета, из форм статистической отчетности 2ТП-воздух, получены инструментальными замерами, расчетными или балансовыми методами.
  • Сведения о влиянии выбросов загрязняющих веществ на воду, почву, растительность, здоровье населения.
4. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ. Расчет ПДВ
 
Состав раздела включает:
  • Наименование использованной программы расчета загрязнения атмосферы.
  • Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ.
  • Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития, выполненные в соответствии с ОНД-86, ситуационные карты-схемы с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций; максимальные приземные концентрации в жилой зоне и на границе санитарно-защитной зоны; перечень источников дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы в виде таблицы.
  • Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту занесенные в таблицу. Если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК, разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  • План мероприятий оформляется по нижеприведенной форме: ПЛАН мероприятий по снижению выбросов
  • Дается обоснование возможности достижения нормативов ПДВ с учетом использования малоотходных технологий и других планируемых мероприятий, в том числе перепрофилирования или сокращения объема производства.
  • Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по достижению нормативов ПДВ и причиняемого ущерба от загрязнения атмосферы, осуществленная по отраслевым и федеральным методикам
  • Приведено уточнение размеров санитарно-защитной зоны.
  • Данные о численности населения, проживающего в санитарно-защитной зоне и на территории, подлежащей к включению в санитарно-защитную зону.
  • Документы (материалы), свидетельствующие об учете специальных требований (при их наличии) к качеству атмосферного воздуха для данного района, в случае, если в районе размещения предприятия или в прилегающей к предприятию территории расположены зоны заповедников, музеев, памятников архитектуры и т.д.
5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях
 
Состав этого раздела должен содержать:
  • План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
  • Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ с указанием наименования цеха (участка), номера источников выбросов и его высоты, параметров выброса в нормальных метеоусловиях и при различных режимах НМУ.
  • Краткую характеристику каждого конкретного мероприятия с учетом реальных условий эксплуатации технологического оборудования (сущность технологии, необходимые расчеты и обоснование технологий).
  • Обоснование возможного диапазона регулирования выбросов по каждому мероприятию.
  • План-график контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
  • Экономическую оценку мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ
6. Контроль над соблюдением нормативов на предприятии
 
Предприятия, для которых установлены ПДВ (ВСВ), должны организовать систему контроля над соблюдением ПДВ (ВСВ). При контроле над соблюдением ПДВ (ВСВ) основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля за ПДВ (ВСВ), а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и др. методы.
Контроль над соблюдением нормативов ПДВ на предприятии подразделяется на следующие виды:
  • Контроль непосредственно на источниках выбросов;
  • Контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта.
  • При контроле над соблюдением нормативов ПДВ на непосредственно источниках загрязнения входит перечень веществ подлежащих контролю. Приводится перечень методик которые используются или будут использоваться при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов. Отдельно приводится перечень веществ для которых отсутствуют стандартные методики.
  • В случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих веществ аналитическими методами приводится обоснование использования расчетных балансовых методов, удельных выбросов и т.д.
  • План-график контроля над соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов оформляют в виде таблицы: План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов и на контрольных точках (постах)
  • Контроль над соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы:
    Контрольные значения приземных концентраций вредных веществ для контроля нормативов ПДВ (ВСВ) на текущий и прошедшие годы.
  • Приводятся предложения о порядке организации контроля над соблюдением нормативов ПДВ собственными силами предприятия или на договорных началах.
Перечень необходимой документации для разработки проекта:
  1. Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).
  2. Реквизиты предприятия. Карта-схема предприятия, ситуационная карта-схема местоположения предприятия.
  3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  4. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
  5. Справка о расходе сырья и материалов за год.
  6. Перечень технологического процесса (подробно).
  7. Описание технологического процесса (подробно).
  8. Наличие пылегазоочистного оборудования (ПГУ), паспорта на ПГУ, производительность и т.п.
  9. Схема систем вентиляции и кондиционирования воздуха с указанием диаметров, высоты всех труб, марки вентиляторов и их производительность, число часов работы в сутки и т.п.
  10. Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.
  11. Предыдущий проект выбросов загрязняющих веществ (если есть).
 
Согласование проекта ПДВ.
 
Первоначально проект ПДВ согласовывается в территориальном Роспотребнадзоре. В Роспотребнадзор в составе Проекта предельно допустимых выбросов обязательно представляется Программа производственного контроля(программа ППК).
Следующим этапом согласования является рассмотрение проекта специалистами ТУ Росприроднадзора. Для предприятий, которые находятся в г. Москва и Московской области, согласование осуществляется в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу – Росприроднадзор.
На основании согласованных нормативов допустимых выбросов, которые содержит Проект ПДВ, выдается Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,действующее в течение 5 лет при неизменности технических процессов и подтверждающего законность и безопасность данного вида деятельности.
 
 
Журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха.
 
Журналами первичного учета по охране атмосферного воздуха являются:
1. Журнал по форме ПОД-1 (учета стационарных источников выбросов и их характеристик).
Форма является первичным документом учета источников загрязнения (выделения, выбросов) и их характеристик по цеху (участку) объекта. Форма предназначена для источников, контролирующихся инструментальным путем. Записи в журнале по форме N ПОД-1 ведут на основании и по мере проведения замеров параметров источников загрязнения и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб. Данные журнала ПОД-1 используются для заполнения формы N 2-ТП (воздух);
2. Журнал по форме ПОД-2 (учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха).
Данная форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, если такие мероприятия предусмотрены проектом нормативов предельно допустимых выбросов. Если проектом нормативов предельно допустимых выбросов мероприятия по сокращению объемов выбросов не предусмотрены, форма N ПОД-2 не заполняется. Журнал используется при составлении годового отчета по форме 2-ТП (воздух);
3. Журнал по форме ПОД-3 (учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок).
Подобная форма применяется во всех производственных подразделениях объекта, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки и которые предназначены для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой имеющейся такой установке. В журнале делаются ежедневные записи  ответственным представителем подразделения, который эксплуатирует газопылеулавливающую установку, и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. На каждую газопылеулавливающую установку в журнале (форма N ПОД-3) отводится отдельный лист. Данные журнала ПОД-3 используются при заполнении формы N 2-ТП (воздух).
Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" составляется за год на основании данных первичного учета, организуемого на объекте по типовым формам N N ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик", ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха" и ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок".
В отчете по охране атмосферного воздуха отображаются данные по стационарным источникам загрязнения, которые характризуют количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и выбрасываемых загрязняющих веществ. В указанный отчет не вносят данные по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт.
Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.
В форме приводятся выбросы как от организованных, так и от неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ. К организованным источникам можно отности специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), с помощью которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам можно отнести резервуары, источники, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в результате негерметичности (неплотности) технологического оборудования, газоотводов и другие неорганизованные источники.
Правильность заполнения формы 2-ТП (воздух) заключается в проверке заполнения ее содержательной части.
Форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) заполняется в соответствии с Указаниями по заполнению указанной формы, приведенными в Приказе Росстата от 17.09.2010 N 319 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой".
За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
 
 
Мероприятия производственного контроля над охраной атмосферного воздуха.
 
Документами по выполнению мероприятий производственного контроля над охраной атмосферного воздуха являются:
1. План-график производственного (лабораторного) контроля над соблюдением нормативов ПДВ на год, согласованный в составе нормативов ПДВ;
2. План мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
3. Договор со специализированной аккредитованной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением копий аттестатов аккредитации лабораторий, которые должны быть заверены печатью с соответствующей областью аккредитации (в случае невозможности проведения такого контроля силами предприятия);
4. Результаты производственного контроля над соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа и т.д.);
5. Документы, которые подтверждают внесение приборов (контрольно-измерительной аппаратуры) в государственный реестр и их своевременную поверку.
Согласно  ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 25ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха" Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране атмосферного воздуха, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
 
Периоды НМУ (неблагоприятные метеорологические условия).
 
Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04.52-85 "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986).
 Документы по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) для предприятий, которые имеют такие источники выбросов (если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК):
1. Приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещений и введения мероприятий по снижению выбросов;
2. Мероприятия по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от предприятия в периоды НМУ из раздела нормативов ПДВ (с пояснительной запиской);
3. Журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ, в котором в числе прочих указываются принятые меры по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
4. Договор (соглашение) с территориальным органом Росгидромета о выполнении работ (услуг) по предоставлению информации о НМУ.
При появлении неблагоприятных метеоусловий и оповещении об этом природном явлении представители предприятия должны провести ряд мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух. Комплекс мероприятий разработан и содержится в нормативах предельно допустимых выбросов, перечень мероприятий определен для трех степеней состояния атмосферного воздуха, при этом предприятие обязано обеспечить соблюдение на ряде источников нормативов гсек. по ряду ингредиентов. С целью обеспечения организованного проведения работ на предприятии издаются и разрабатываются необходимые документы.
 
Проект предельно допустимых выбросов проверка:
 
Государственные инспекторы по охране природы, которые осуществляют государственный контроль над охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 7 "Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31):
- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения установленного образца посещать объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в установленном для их посещения порядке, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, иными материалами, необходимыми для осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- проверять соблюдение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также работу очистных сооружений, средств контроля над такими выбросами;
- проверять выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;
- проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
- вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
- проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;
- проверять соблюдение лицензионных требований и условий, касающихся вопросов охраны атмосферного воздуха, установленных в лицензиях на виды деятельности в области охраны окружающей природной среды, вносить в лицензирующий орган предложения об аннулировании или приостановлении действия лицензий при невыполнении лицензионных требований и условий;
- привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих работ, анализов, выполнения измерений и выдачи заключений;
- аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия этих разрешений не соблюдаются;
- направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;
- давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
- привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
- предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
- осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;
- обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами по охране природы законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Государственные инспекторы по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов осуществляют государственный контроль над охраной атмосферного воздуха во взаимодействии:
- с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - по вопросам соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения при строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на качество атмосферного воздуха, а также при проведении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; нормативов вредных физических воздействий; выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха;
- с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - по вопросам использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозах изменения его качества при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в ходе производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, обеспечения информирования государственных органов надзора и контроля об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде; регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; контроля за действиями, направленными на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 24.05.2010 N 199).
В журнале учета проверок инспектором по охране природы осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Ответственность за отсутствие проекта ПДВ.
За осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения на выброс предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которой подвергаются как физические, так и юридические лица.  Помимо наложения административного штрафа, возможно приостановление деятельности предприятия на срок до девяноста суток.
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
 
ПДВ Нормативная документация:
  1. Приказ от 31 декабря 2010 г. N 579 "О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.
  2. Приказ от 1 марта 2011 г. № 112 "Об утверждении Инструкции по осуществлению государственного контроля над охраной атмосферного воздуха".
  3. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
  4.  Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 04.05.99 N 96-ФЗ.
  5.  Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов веществ промышленными предприятиями. ГОСТ 17.2.3.02-78.
  6. ОНД-86. Методика расчёта концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Госкомгидромет, Л., Гидрометеоиздат, 1987.
Яндекс.Метрика


Телефон в Москве: +7 (495) 97I-00-85;  Viber, WhatsApp: +7-9IO-420-9765  Skype: blackhunter.ru