Проект ПНООЛР Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение НООЛР
(495) 97I-00-85
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается во исполнение Закона Российской Федерации ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.065.1998 г. № 89-ФЗ.
ПНООЛР разрабатывается для  установления объема размещения отходов на определенных объектах, сроков временного накопления на территории организации и других условий, обеспечивающих соблюдение требований и норм действующего санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.
На основании согласованного проекта для предприятия утверждаются нормативы образования и лимиты размещения отходов, и выдается разрешение в соответствие с данным лимитом.
 
Основные понятия.
 
Отходы - отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве.
Отходы производства представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые образуются при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения. В отходы производства относят вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты, отходы сельского хозяйства.
Отходы потребления представляют собой изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. К отходам потребления относятся и твердые бытовые отходы, которые образуются в результате жизнедеятельности людей.
Размещение отходов представляют собой любую операция по хранению и захоронению отходов.
Хранение (складирование) отходов представляет собой изоляцию с учетом временной нейтрализации отходов, направленную на снижение опасности для окружающей среды. Для хранения устанавливается срок их нахождения в местах складирования.
Захоронение отходов представляет собой изоляцию отходов, направленную на исключение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов.
Объект размещения отходов представляет собой полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; санкционированные свалки, т.е. разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со СНиП. Данные объекты являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов представляют собой сооружения для размещения промышленных и бытовых отходов, которые обустроены и эксплуатируемые в соответствии с проектами.
Временное накопление отходов на промплощадке» – хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов. Является временной мерой, предельное количество единовременного накопления отходов, соки и способы их накопления утверждаются территориальными органами Минприродны России.
Инвентаризация объектов размещения отходов представляет собой процедуру выявления объектов размещения отходов, сбора и систематизации сведений о них.
Под лимитом на размещение отходов понимают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов, учитывая экологическую обстановку на данной территории.
Норматив образования отходов представляет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Паспорт опасных отходов представляет собой документ, который удостоверяет принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно постановлению Главного санитарного врача РФ от 12 января 2010г. №2  СП 2.1.7.138-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления" отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяется на четыре класса опасности:
- 1 класс – чрезвычайно опасные;
- 2 класс – высоко опасные;
- 3 класс – умеренно опасные;
- 4 класс – мало опасные.
Проект ПНООЛР.
 
Нормативный базой, которая устанавливает порядок разработки и утверждения нормативов образования и лимитов размещения отходов, являются:
- Закон РФ " Об охране окружающей природной среды" от 10.01.2002 г. (статей 5, 14, 22, 41, 51);
- Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 года № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития";
- «Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461;
- «Положение о порядке подготовки (разработки), рассмотрения проектов «Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и выдачи лимитов на размещение отходов (Разрешений) предприятиям и организациям г. Москвы», утвержденное Приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г. Москве от 15.09.2003 №1037-п.
 
 Лимиты на размещение отходов, рассчитываются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения.
Лимит устанавливает предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на определенный  срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
 Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которым установлен лимит, неизменности производственного процесса и используемого сырья.
При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
 
Преимущества разработки ПНООЛР.
Уменьшение в пять раз платы за негативное воздействие на окружающую среду.
 
Проект ПНООЛР включает в себя следующие разделы.
 
  • аннотация, введение;
  • сведения о предпринимателе (физическом или юридическом лице);
  • характеристика производственных процессов на предприятии, которые являются источниками образования отходов;
  • паспорта всех опасных отходов с указанием их кода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);
  • перечень всех образующихся отходов, с описанием их состава и физико-химических характеристик;
  • расчет нормативов и количества образующихся отходов;
  • схема операционного движения отходов;
  • характеристика мест временного хранения (накопления) отходов, обоснование количества временного хранения (накопления) отходов и периодичности вывоза отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • характеристика установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • сведения об объектах размещения отходов;
  • сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей природной среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу;
  • сведения о противоаварийных мероприятиях на объектах размещения отходов;
  • сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, на состояние окружающей среды;
  • предложения по лимитам размещения отходов;
  • приложения (подтверждающая документация, карты-схемы, копии отчетной документации.
Перечень необходимой документации для составления проекта
ПНООЛР.
1.     Устав организации.
2.     Справка о видах деятельности.
3.     Договор на право землепользования с графическим материалом по расположению занимаемой территории.
4.     Карта-схема промплощадок.
5.     Выписка из Реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду.
6.     Договоры на энергоснабжение, водоснабжение, теплоснабжение.
7.     Данные о территории промплощадки: заасфальтированная площадь, площадь под застройкой, газоны и т.д. Площадь убираемой территории.
8.     Справка о режиме работы предприятия.
9.     Справка о наличии арендаторов и видах их деятельности.
10.            Договора с арендаторами.
11.                       Количество работающих на предприятии человек (общее число и по подразделениям) – в виде справки.
12.                       Справка о перспективе развития предприятия на ближайшие 5 лет (это может быть Справка о неизменности производства).
13.            Приказ о назначении ответственного за охрану окружающей среды на предприятии.
14.                       Сведения о типе, составе, расходе используемого сырья, материалов, топлива (в количественном выражении).
15.                       Перечень технологического оборудования основных и вспомогательных производств с основными технологическими характеристиками.
16.                       Данные по имеющимся очистным сооружениям (тип, объемы сточных вод, состав загрязняющих веществ, их концентрации, эффективность очистки).
17.                       Копии документов на вывоз, передачу и размещение отходов. Обязательно с копиями Лицензий организаций, осуществляющих соответствующее обращение с отходами.
(если организация является только перевозчиком отходов, то договор этой организации с утилизирующей организацией (полигоном, переработчиками) и ее лицензия на право обращения с отходами).
18.                       Сведения об автотранспорте, находящемся на балансе предприятия, в аренде или приезжающего (тип, мощность двигателя, среднегодовой пробег, расход топлива и т.д.).
19.                       Договор на обслуживание автотранспорта с копией лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и копией лимитов размещения отходов производства и потребления обслуживающих организаций.
20.                       Характеристика мест временного хранения отходов (место расположение площадки, поверхность, размер, тип, объем, вид контейнера).
21.                       График вывоза отходов.
22.                       Журнал движения отходов.
23.                       Копии отчётной документации о фактах приёма и передачи отходов.
24.                       Акты по результатам проверки природоохранной деятельности на предприятии.
25.                       Описание технологических процессов, при которых могут образовываться отходы.
26.            Сведения об экологическом образовании сотрудников, ответственных за охрану окружающей среды. Свидетельство об обучении персонала (по программе «Обращение с опасными отходами»).
27.                       Предыдущий том ПНООЛР (при наличии).
28.                       Общие сведения о юридическом лице
Проверка органами исполнительной власти.
 
В соответствии с законодательством проводят плановые и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.
Внеплановые проверки проводятся на основании   жалоб и обращении о нарушении требований природоохранного законодательства, которые поступили в органы исполнительной власти, или в к качестве контроля за выполнением предписаний, выданных ранее органами государственного экологического контроля.
Любая проверка, проводящаяся в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, начинается с уведомления. Орган государственного экологического контроля обязан непозднее чем за три дня до начала мероприятий по контролю (в случае плановой проверки) и позднее чем за сутки (в случае внеплановой проверки) сообщить проверяемому лицу о предстоящей проверки заказным письмом с уведомлением о вручении.
К данному письму прикладывается копия приказа и проведении проверки. В приказе или распоряжение о проведении проверки и принудительном порядке должны быть указаны: наименование юридического лица, в отношении которого проводиться мероприятия по контролю; фамилия, имя, отчество государственного инспектора, который уполномочен проводить проверку; основания для проведения проверки; цели и задачи проверки; регламенты и нормативные документы, на основании которых проводиться проверка; перечень документов юридического лица,  которые необходимы для осуществления мероприятий по контролю; сроки проведения проверки, а именно даты ее начала и окончания.
Проверка начинается с истребования учредительной документации и разрешительной документации в области обращения с отходами. В большинстве случаев, основными представляемыми документами являются:
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- устав юридического лица;
- решение собрания акционеров ли участников общества с ограниченной ответственностью о назначении генерального директора;
- приказ о назначении генерального директора;
- перечень объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении организации;
- правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества;
- проекты нормативов образования отходов и лимитов на и размещение;
- лимиты на размещение отходов производства и потреблении, устанавливаемые федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ;
- паспорта, оформленные на отходы I-IV классов опасности;
- свидетельства об обучении лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности;
- договоры на вывоз и утилизацию отходов производства и потребления;
- акты выполненных работ п договорам на вывоз и утилизацию отходов;
- талоны с полигонов ТБО, подтверждающие размещение отходов IV-Vклассов опасности, а так же акты о сдаче отходов на переработку или утилизацию;
- лицензии организаций на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, с которыми заключены договоры на вывоз и утилизацию отходов I-IV классов опасности;
- лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IVклассов опасности (в том случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение);
- технический отчет о подтверждении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом неизменности производственного процесса и используемого сырья;
- расчеты платы за размещение отходов производства и потребления;
- платежные поручения об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.
Сначала инспектор проверяет наличие разрешительной документации и отчетной документации, предоставляемой в соответствии с законодательством в органы, уполномоченные на осуществление государственного экологического контроля и управления в области охраны окружающей среды, и в частности в области обращения с отходами. Так же государственные инспекторы устанавливают соответствие фактически осуществляемой деятельности и выданной проверяемому лицу разрешительной документации в области обращения с отходами производства и потребления фактически осуществляемой деятельности.
За выявленные инспекторами нарушения предусмотрена ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) или административными кодексами субъектов РФ, то в рамках возложенных на государственных инспекторов по охране природы полномочий инспектор обязан привлечь виновное юридическое или должностное лицо к административной ответственности за допущенное нарушение.
Обычно, государственными инспекторами выявляются следующие основные нарушения:
1. Отсутствие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют обращение с отходами производства и потребления и в результате деятельности которых образуется отходы, разработанных в установленном порядке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), что является нарушением ст.11 ФЗ "Об отходах производства и потребления". За данное нарушение предусмотрена ответственность в соответствии со ст.81. КоАП РФ – административный штраф в размере от 20 до 100 тыс. руб. на юридических лиц.
Если в процессе деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, которое относиться к субъекту малого и среднего предпринимательства, осуществляется только образование отходов и не осуществляется обращение с отходами, то в соответствии с ч.3 ст.18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" такое юридическое лицо не обязано разрабатывать ПНООЛР.
2. Непредставление ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическим лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в целях продления установленного лимита на размещение отходов производства и потребления установленного лимита на размещение отходов производства и потребления, что является требованием п.11 постановления Правительства РФ от 16.06.2000 №461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридическое лицо от 100 до 250 тыс. руб.
3. Отсутствие у лица, в результате деятельности которого образуется отходы I-IV классов опасности, составленных в установленном порядке паспортов на отходы – нарушение п.2 и 3 ст.14 ФЗ "Об отходах производства и потребления". Ответственность также предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
4.  Частым нарушением является сброс отходов производства и потребления на почву, что не допускается в соответствии с ч. 2 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды". За данное нарушение виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
5. Некоторые юридические лица и индивидуальные предприниматели могут с целью экономии денежных средств на вывоз отходов и снижение платежей за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов осуществлять на территории предприятий сжигание отходов, что нельзя делать на территории населенных пунктов и предприятий без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
6. Случаи, когда к деятельности по обращению с опасными отходами I-IV классов опасности допускаются лица, не имеющие профессиональной подготовки в области обращения с отходами, которая подтверждается свидетельствами (сертификатами). При этом ответственность за такой допуск несет должностное лицо организации, которое может быть привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАп РФ в виде штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб.
7. Если юридическое лицо осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности, то на указанные виды деятельности должна быть оформлена лицензия. Отсутствие у юридического лица данной лицензии является нарушением ст. 9 ФЗ "Об отходах производства и потребления". За данное нарушение предусмотрена ответственность по ст.14.1 КоАП РФ, если деятельность предприятия связана с извлечением прибыли в результате деятельности по обращению с отходами, и по т. 19.20 КоАП РФ, если деятельность не связана с извлечением прибыли в результате обращения с отходами. Ответственность предусмотрена в виде штрафов в размерах от 40 до 50 тыс. руби от 10 до 20 тыс. руб. соответственно.
8. Невнесение в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления. За это нарушение предусмотрены штрафные санкции в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ в размере от 50 до 100 тыс. руб.
По результатам проверки государственный инспектор, который проводил проверку, обязан составить акт, в котором отражаются все выявленные нарушения.
 Согласование ПНООЛР.
 Территориальные органы Росприроднадзора определяют лимиты на размещение отходов согласно нормативам предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду.
 
            Перечень документов в Росприроднадзор для утверждения ПНООЛР.
 
Перечень установлен Постановлением Правительства РФ «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 16.06.2000г. №461 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2006 №767, от 29.08.2007 №545).
 
Чтобы установить нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют:
- заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
б) следующие документы:
копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);
проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).
Копии выше указанных документов представляются с предъявлением оригинала, если копии не засвидетельствованы в нотариальном порядке.
 
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010г. №30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».
Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Отчетность включает:
1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;
2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;
3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;
4) приложения.
Яндекс.Метрика


Телефон в Москве: +7 (495) 97I-00-85;  Viber, WhatsApp: +7-9IO-420-9765  Skype: blackhunter.ru